Зачем носить платочек | Первая Монастырская Здравница

Зачем носить платочек


Зачем носить платочек - Первая монастырская здравница


Для начала – немного истории

Практически во всех традиционных обществах женщинам было свойственно покрывать голову. Впрочем, в языческом Античном мире правила были гораздо менее строги, нежели в Израиле. Израильтянки носили небольшой головной платок или чепец, сверху него, выходя на улицу, надевали большое покрывало (мафорий), которым при желании можно было прикрыть и лицо. То есть, и Пресвятая Богородица, и Жены-Мироносицы покрывали главу.  

Распространено мнение, что платок должна надевать только замужняя женщина – в знак власти над ней мужа. Однако, в храме с покрытыми головами стоят и девушки. Некоторые считают это недоразумением, происходящим от необразованности современных верующих. Однако, известно, что головной плат всегда был принадлежностью женского монашеского облачения – соответственно, никогда не рассматривался только как атрибут замужней женщины.

Если обратиться к истории – логичнее всего будет предположить, что головной убор был неотъемлемой частью облика не только женщины, но и девушки – хотя, вероятно, последняя имела право на более открытый его вариант. Это мы видим в русском народном костюме: в то время, как замужние женщины должны были непременно прятать волосы под платком, от девиц это не требовалось – но и они носили лобные повязки, кокошники и т.п.

После Петровских преобразований русский быт и, в частности, одежда представителей высших сословий далеко отошли от православной русской традиции, копируя западные образцы. Соответственно, и головной покров стал не столь неотъемлемой частью одеяния женщины, а тем более – девушки. Отсюда – и факт, что в предреволюционные времена девицы стояли в храмах с непокрытыми головами.



Зачем это ангелам?

Перейдем к теме необходимости покрывать голову «для ангелов». По этому вопросу существует немало предположений: например, под ангелами иногда подразумевают мужчин, посвятивших себя Богу и рискующих соблазниться красотой женских волос. Не отвергая этого толкования, задумаемся: а что вообще мы знаем об ангельской психологии? И можем ли строить предположения в этом направлении? Не проще ли признать как данность: «Да покрывает главу. Для ангелов».

Ответ на вопрос, когда именно следует надевать платок, легко найти в тех же Посланиях святого апостола Павла: «Непрестанно молитесь». А покрывать голову следует во время молитвы…Даже если христианка далека от идеала непрестанного предстояния Богу, ей в течение дня приходится неоднократно взывать к Нему, прося благословения и помощи в делах и каждый раз надевать, а затем снимать платок представляется не слишком целесообразным. Сразу оговорюсь: безусловно, речь идет об идеале, никто не утверждает, что за отказ носить платок женщина лишается надежды на спасение. Тем же, кто хочет покрывать главу, но работает в светской организации с дресс-кодом и т.п., традиционно настроенные батюшки рекомендуют заменить платок широким ободком или ленточкой – не так вызывающе, но все же некий символический покров на голове есть.



Немного психологии

Пожалуй, от вопроса «кто сказал, что это вообще нужно?» пора перейти к следующему: «а какая с этого польза?» И дать на него вполне научный ответ. В психологии существует понятие референтной группы. Это – группа людей (небольшая или глобальная), к которой относит или хочет относить себя индивид, группа, которой он стремится соответствовать, к мнению членов которой особо прислушивается. Так, для подростков референтной зачастую оказывается группа сверстников, в соответствии с чем они выбирают стиль поведения (в т.ч. одежды), вызывающий изумление у взрослых; профессиональные спортсмены ориентируются на свой стиль поведения, бизнесмены – на свой. Одеваясь «по православному» человек тем самым относит себя к группе верующих, заявляет об этом, в первую очередь, самому себе, и этим помогает себе укрепиться в благочестии. Одежда будет напоминать ему о необходимости соблюдения более важных – нравственных – заповедей Христианства, станет той первой ступенью, встав на которую будет легче перейти к более сложному: воспитанию в душе кротости, сострадания и т.п. Правда, для этого надо принять для себя церковный образ жизни (включая стиль одежды) именно из послушания Богу, а не для того, чтоб не осудили товарки по приходу. Тогда все будет правильно: «церковная референтная группа» – это не группа прихожанок в серых юбках, а сама Церковь, глава которой – Христос.



Платочек – тренажер независимости

Одежда всегда несет в себе некий психологический посыл. В современной моде это почти всегда – гордостное самоутверждение и сексуальность. Сменяющиеся направления активизируют в душах своих последователей то одну, то другую страсть. Сегодня все «женщины вамп» (агрессивный образ с яркой косметикой), завтра – поголовно наряжаемся в «романтичные» кофточки с глубоким декольте… Одежда воздействует на настроение, а значит – и на устроение души. К тому же, привыкая подчиняться меняющимся каждый сезон направлениям моды, мы незаметно взращиваем в себе конформизм – зависимость от мнения окружающих, неспособность «пойти против течения». «Православный стиль одежды» вырывает нас из этого потока и становится эффективным тренажером… да-да, именно так – независимости, умения противостоять манипуляциям! Ведь звание «раба Божьего» потому и почетно, что освобождает нас от «рабства мира сего».



Это красиво!

Наконец, перейдем к следующему вопросу. «Православный стиль одежды – это что?» Ну конечно не мешковатая юбка и мятый платок, над которыми так любят потешаться оппоненты! Впрочем… Если увидим девушку в таком одеянии – вспомним притчу из древнего патерика. Некий монах зашел в келью брата, и увидел там идеальный порядок. «Чистота, царящая в жилище этого инока – отражение чистоты его сердца» – сказал себе мудрый монах. В келье другого брата он увидел множество пыли и грязи. «Этот подвижник так занят духовной жизнью, что на внешнее он просто не обращает внимания» – решил инок и так избежал осуждения. Постараемся не судить и мы. И все же заметим: с покрытой головой (о платке мы говорим для простоты, на самом деле возможно множество вариантов), в юбке ниже колена можно великолепно выглядеть! И надо – чтобы не вызвать осуждение окружающих, не на свою покрытую платочком голову, а на Православие в целом – мол, «стану верующей – в такую же замарашку превращусь».  

Возвращаясь к теме платочков. Сегодня в храмах чаще всего можно увидеть два-три способа их ношения. Платок либо завязывают под подбородком, либо надевают «косынкой», так что концы завязываются сзади. Еще один способ – концы платка обматываются вокруг шеи. И наконец – неведомым образом держащийся на голове газовый шарф (красиво, но как же неудобно в толчее переполненного храма!) Все. Использовать остальные модели ношения платочка прихожанки просто не решаются: платок, надетый «вроспуск» и заколотый под подбородком считается атрибутом старообрядчества, надвинутый на лоб – мусульманства. Хотя православные жительницы Древней Руси носили платки именно так: надвинув на лоб, причудливо задрапировав вокруг головы и оставив сзади свисающий конец.  Исторически христианки надевали платки самыми разными способами. Способ покрывания головы нигде не регламентирован. Разнообразие помогло бы каждой прихожанке найти способ ношения платка, который пойдет именно ей. Платок можно надеть на уже упоминавшийся выше ободок или особую шапочку, либо наоборот, шапочку надеть сверху платка. Эффектно смотрятся большие шали, спадающие свободными складками. Элегантно – тюрбан, сделанный из тонкого шарфа. Молодежно – небольшой (обычно называемый шейным) платочек, завязанный сзади. Забавно – платочек, концы которого обмотаны вокруг косы или хвостика и задорно торчат кверху. Наконец, никто не противопоставляет платок шляпке, шапочке, беретке и даже элегантной кепи – любому подходящему к облику своей обладательницы головному убору. Подобрать платок, подходящий по цвету и стилю к одежде, красиво задрапировать его, подчеркнув тем самым свой, неповторимый стиль – вероятно, вскоре этому станут подражать и нецерковные дамы.
Источник: ortox.ru

Читайте также

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ» - Первая монастырская здравница ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Рассказывают, что каждую пятницу в одесском кафедральном Свято-Успенском соборе, где пребывает святыня, поют акафист перед чудотворным образом Божией Матери. Этой традиции уже более полутора века. По завершении акафиста архипастырь, высоко воздвигая икону над молящимися, трижды осеняет ею народ под пение: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». После чего умиротворяет душу умилительное пение «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!» >>>
раздел:  Православие / нет
29.12.2018
Человек — икона Божия - Первая монастырская здравница Человек — икона Божия
Все Творение есть некая система образов. Бог-Творец является началом образной иерархии, Первообразом для последующих отображений. Первым образом, подобным Ему практически во всем, является Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово, Он есть единственный и истинный Образ, икона Невидимого Бога. По слову апостола Павла: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1. 15), т.е. икона Творца. >>>
раздел:  Православие / нет
03.11.2016
Как относиться к писанной иконе
Икона – это святыня, а потому на нас лежит ответственность за бережное отношение к ней. Нерадение или скупость может повлечь гибель образа. Не стоит также рассчитывать, что икона обновится сама. Такие случаи происходят по особому Промыслу и милости Божией, нам же заповедано не искушать Господа Бога своего и делать все от нас зависящее для выполнения своего долга. >>>
раздел:  Православие / нет
14.06.2009
История Иконы «Знамение»
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси». >>>
раздел:  Православие / нет
20.03.2012



Возврат к списку