ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ» | Первая Монастырская Здравница

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ»


ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ» - Первая монастырская здравница


Обстоятельства обретения этого образа описал церковный историк протоиерей Сергий Петровский: «В царствование императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Много там было русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род. И в 1809 году икона перешла к жене штабс-капитана Николая Касперова Иулиании. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперовка (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

ЧУДЕСНОЕ ЗНАМЕНИЕ


О первом чуде, свидетельницей которого стала сама Иулиания Касперова, она рассказывает так: «1840 года, в феврале месяце, числа не упомню, – так рассказывала многократно Иулиания Касперова, – имея еще при жизни покойного мужа, много горестей душевных, я не могла спать, плакала и от слез всю ночь не в силах была успокоиться. В третьем часу за полночь, став на молитву, вдруг вижу – лик Пресвятой Богородицы стал столь светлым и живым, что в испуге не могла я сама себе дать отчета ни в страхе, ни в радости, пала на колени и не в состоянии была вымолвить ни одного слова. Придя в себя, начала я читать акафист Божией Матери и до самого света заснуть уже не могла. Утром все рассказала я мужу. Поблагодарили мы Господа и Его Пречистую Матерь и решили никому о случившемся не говорить. Но помимо нас икона сделалась известною через Богодарованную ей чудотворную силу, и помимо же наших усилий с этой памятной ночи лик Богоматери, темный доселе, стал так ясен, что и поныне не нуждается в поновлениях или поправках живописца».

ИСЦЕЛЕНИЯ ПО МОЛИТВАМ К БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В соседстве с селом Касперовка в то время находилась деревня Кизим. В 40-х годах XIX века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться святому образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Касперовых, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.
«От сего случая, - говорила Иулиания Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».
В 1846 году Херсонское духовное правление поручило благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны, скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны, надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия пришла к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.
К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описано, многие остались в тайне. Искренняя, чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.
Чудеса происходили в разное время. Вот и весной 1922 года на село Гниляково (ныне Дачное) Одесской области обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи отпевал сельчан. Тогда, по рекомендации батюшки, несколько местных жителей отправились в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери.
И 13 июля, в день праздника Собора св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства, икона была доставлена в центр села, прямо на площадь. Перед ней отслужили общественный молебен. Затем Чудотворный образ внесли в местный Свято-Покровский храм. После молебна в селе не умер ни один человек. В память этого события, в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии, местные жители установили день святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

КРЕСТНЫЙ ХОД


Крестные ходы с Касперовской иконой Божией Матери стали одним из величайших событий для южан. 12 января 1852 года, согласно Высочайшего разрешения Его Императорского величества, Государя Императора Николая I, в Херсоне учрежден крестный ход.
Вот как описано это событие: «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня».
Ежегодно крестным ходом чудотворная икона приносилась из с. Касперовки в г. Одессу, и оставалась там, с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения икона пребывала до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний, самый длинный крестный ход с Касперовской иконой Божией Матери, прошел в 1918 году. На долгие годы духовной смуты и нестроений крестный ход с чудотворным образом был запрещен с 1919 года.
Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе. И сейчас образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.
Только в 90-е годы ХХ-го века, благодаря усилиям Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского крестные ходы с Касперовской иконой Божией Матери были возрождены.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Праздники в честь Касперовской иконы Божией Матери установлены:

  • Среда Светлой седмицы
  • 1 октября (юлианский стиль) - 14 октября (григорианский стиль)
  • 29 июня (юлианский стиль) - 12 июля (григорианский стиль)

На это есть исторические основания:


Среда Светлой седмицы – первое почитание Царицы Небесной связано с избавлением Одессы от англо-франко-турецкого флота. 8 апреля 1854 года в Великий Четверток неприятельские суда приблизились к городу, в Великую Пятницу началась бомбардировка города. Великая Суббота была самым тяжелым днем – рушились дома, дрожал от взрывов кафедральный собор, а святитель Иннокентий (Борисов) совершал молебствования перед чудотворным образом Богоматери. 14 апреля – в Светлую Среду - вражеские корабли покинули Одессу. В связи с этим радостным событием был установлен праздник в честь Касперовской иконы Божией Матери

Покров Божией Матери - 14 октября (по нов. стилю). Крымская война продолжалась. 26 сентября 1855 года под Одессой вновь появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни святитель Иннокентий возносит молитвы перед чудотворным образом о спасении города. 1 октября - в день Покрова Божией Матери - на море был густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел. Жители Одессы в те дни, от мала до велика, благодарили Пречистую Богородицу.

12 июля (по нов. стилю) в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – происходит третье празднование Касперовской чудотворной иконы. Оно было установлено в 1971 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в память о своей епископской хиротонии в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе. И как напоминание о крестных ходах с этой иконой 12 июля 1851 и 1853 годов, когда икона после посещения Херсона и Николаева путешествовала по другим весям Херсонско-Таврической епархии.

ПОДПИСЬ К ФОТО

Касперовская икона древней живописи относится к типу икон «Умиление» или Корсунская. Икона написана масляными красками на холсте, наклеенном на доску. По сторонам изображены св. Иоанн Предтеча и мученица Татьяна. Икона имеет 7 вершков в высоту и 6 - в ширину. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.


Читайте также

Зачем носить платочек
Как известно, обычай покрывать голову основан на словах апостола Павла: «жена же, когда молится, да покрывает главу свою – в знак власти над ней, для Ангелов». Возникает ряд вопросов: о чьей власти идет речь, значит ли сказанное, что платок следует надевать только на время церковной или домашней молитвы и, наконец, для чего светлым бесплотным духам понадобилось наличие платка на женской голове? А еще – чем именно надо покрывать голову и когда? Попробуем разобраться во всем по порядку. >>>
раздел:  Православие / нет
17.11.2016
Человек — икона Божия - Первая монастырская здравница Человек — икона Божия
Все Творение есть некая система образов. Бог-Творец является началом образной иерархии, Первообразом для последующих отображений. Первым образом, подобным Ему практически во всем, является Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово, Он есть единственный и истинный Образ, икона Невидимого Бога. По слову апостола Павла: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1. 15), т.е. икона Творца. >>>
раздел:  Православие / нет
03.11.2016
Как относиться к писанной иконе
Икона – это святыня, а потому на нас лежит ответственность за бережное отношение к ней. Нерадение или скупость может повлечь гибель образа. Не стоит также рассчитывать, что икона обновится сама. Такие случаи происходят по особому Промыслу и милости Божией, нам же заповедано не искушать Господа Бога своего и делать все от нас зависящее для выполнения своего долга. >>>
раздел:  Православие / нет
14.06.2009
История Иконы «Знамение»
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси». >>>
раздел:  Православие / нет
20.03.2012



Возврат к списку