Человек — икона Божия | Первая Монастырская Здравница

Человек — икона Божия




Наивысшее творение Божие — человек — создан «по образу и подобию Божию» (Быт. 1, 26—27). Образ и подобие различаются между собой: достоинство образа Божия — это онтологическая часть человеческого существа, которая в человеке неистребима, т.е. замысел Божий о человеке, Его Святая Воля. Подобие есть та задача, которую необходимо решить здесь, в земной жизни, каждому человеку — то есть человек призван приблизиться к образу (уподобиться), начертанному Богом — своим образом мысли, душевными устремлениями, своими делами и поступками.

С самых ранних времен, в Церкви мир понимался как произведение искуснейшего Художника, несущее на себе отпечаток Божественной красоты. Бог-Творец сотворил небо и землю и все сущее в ней. Все Творение, все Бытие предстает перед нами как грандиозная всеохватывающая и всепронизывающая система образов и символов, иерархически подчиненных друг другу по законам Божественной красоты, которая неотделима от Истины. Недаром святые отцы Церкви говорили, что существуют две главные книги: Книга Писания и Книга Творения, в которых нет внутреннего противоречия, но, напротив, они дополняют друг друга и свидетельствуют о глубокой взаимосвязи всего сущего в Божьем мире. Этот принцип иконичности, составляющий с самых ранних времен основу христианского миропонимания, открывает возможность связать все сущее на земле с миром духовным. Опираясь на этот принцип, человек в своем искусстве стремился выразить духовную реальность в виде материальных форм. В наивысшем из искусств — иконописи — все этапы, начиная от подготовки доски и заканчивая самым последним действием иконописца,— проведением им движков и пробелов, — глубоко символичны.

Чаще всего икона пишется на специально подготовленной деревянной доске. Дерево — очень емкий символ, знаменующий собой Древо Жизни в Райском саду и одновременно – Животворящий Крест Господень — эти два вечных образа, которые, в конце концов, сливаются в единый образ Великой жертвы Господней, принесенной о всех и за вся. В доске делают углубление, называющееся ковчегом, который, напоминает нам о Ковчеге Завета, и вызывает в памяти образ Ноева Ковчега, в свою очередь, являющегося устойчивым символом спасения в Церкви. Затем доску левкасят, а потом наносят на нее прорись, т.е. графическое изображение будущей иконы. Прорись символизирует образ Божий. Затем на область личного письма наносят темную краску — санкирь (но не черную, в иконописи принципиально отсутствует черный цвет, ибо Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы). А далее происходит вохрение, т.е. наложение все более светлых красочных слоев. В конце концов, мастер накладывает последние штрихи — белого цвета, так называемые движки, указывающие, что изображаемый человек достиг высшего богоподобия, слияния со Светом благодати. Процесс вохрения есть некое отражение делания духовного, преображения человеческого существа. Так и в духовной жизни, человек восходит от ветхого, плотского, к душевному и далее — к духовному. Но т.к. человеческая плоть косна, она сопротивляется, стремясь подчинить себе душу, этот процесс «высветления души» связан со многими испытаниями, страданиями и преодолениями, что и составляет содержание христианского подвига. И, наконец, человек уподобляется образу, который начертал Сам Господь при его сотворении неуничтожимым огнезрачным начертанием. Если человек не выполняет своего предназначения, душа его все больше затемняется и все меньше имеет общего с нетварным Светом, пока полностью не уподобится она тьме. Но и тогда не исчезнет образ, начертанный Господом, «божественная прорись». Она-то и является источником постоянных страданий нераскаянных грешников даже за гробом.

В подтверждение этим мыслям приведу эпизод из жизни прп. Алипия иконописца. «Некто из богатых киевских граждан был в проказе и много лечился у врачей, волхвов и иноверных людей, ища помощи, но не получил ее, а впал в еще худшее состояние. Придя в себя, задумал он исповедовать все свои согрешения, прибыл в Печерский монастырь к прп. Алипию и исповедовался перед ним. Преподобный же сказал ему: «Хорошо сделал ты, чадо, исповедовав Богу грехи твои пред моим недостоинством…». Он много поучал его и, взяв иконописных красок, помазал гнойные струпы. Потом, введя его в церковь, причастил Св. Тайн и приказал умыться, и тут спали с него струпы, вернулось к нему благообразие прежних дней, когда он был здоров». В этом рассказе ясно прослеживается мысль об отношении святого к человеку как иконе Божией. Болезнь физическая параллельна болезни души, которая поражена греховной скверной. И так же, как реставрирует умелый мастер икону, — бережно стирая следы грязи, а повреждения искусно закрашивая, так же прп. Алипий иконописец, исцеляет душу и тело грешника.

Икона, как свидетельство духовного мира (в древности икону считали документальным свидетельством Боговоплощения), оказывает благотворное влияние на все существо человеческое, очищая и высветляя его. Молитвенное созерцание иконы приближает человека к духовному миру и приводит к пониманию высокого предназначения человека, того, что каждый человек призван в своей жизни стать иконой Божией.

ortox.ru

Читайте также

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ» - Первая монастырская здравница ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Рассказывают, что каждую пятницу в одесском кафедральном Свято-Успенском соборе, где пребывает святыня, поют акафист перед чудотворным образом Божией Матери. Этой традиции уже более полутора века. По завершении акафиста архипастырь, высоко воздвигая икону над молящимися, трижды осеняет ею народ под пение: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». После чего умиротворяет душу умилительное пение «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!» >>>
раздел:  Православие / нет
29.12.2018
Беседа с психологом иереем Сергием Торнаги
О том, как паломничество помогает людям услышать весть о Христе, о том, как правильно вести себя руководителю паломнической группы с разными категориями людьми и о многом другом о. Сергий поделился с нашими читателями.

>>>
раздел:  Православие / нет
13.02.2010
Как относиться к писанной иконе
Икона – это святыня, а потому на нас лежит ответственность за бережное отношение к ней. Нерадение или скупость может повлечь гибель образа. Не стоит также рассчитывать, что икона обновится сама. Такие случаи происходят по особому Промыслу и милости Божией, нам же заповедано не искушать Господа Бога своего и делать все от нас зависящее для выполнения своего долга. >>>
раздел:  Православие / нет
14.06.2009
История Иконы «Знамение»
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси». >>>
раздел:  Православие / нет
20.03.2012



Возврат к списку